Итоги 2017: главное в мировой архитектуре
По традиции мы подводим итоги, вспоминая самые знаменательные события в мире архитектуры, громкие проекты и сложившиеся тенденции.
1. Главные архитектурные тенденции 2017
Как известно, тренды появляются и набирают обороты постепенно. В этом году мы публиковали десятки архитектурных проектов и можем смело заявить: архитекторы становятся все ближе к природе, реновация в большинстве случаев – это положительный шаг, а мобильная и миниатюрная архитектура потихоньку отодвигает массивные проекты на второй план.
Стирание границ между архитектурой и природой
Вьетнамец Во Тронг Нгиа по определению строит только “зеленые” дома. Он “раскрашивает” бетонные дома зеленью и плетет из бамубка целые культурные центры. Его коллеги по всему миру не отстают, а заказчики все чаще просят их создать что-то нестандартное и близкое к природе. А недавно датчане создали первый в мире дом, конструкция которого полностью состоит из биологических отходов.
“Дом для деревьев” по проекту вьетнамского архитектора Во Тронг Нгиа. Подборка лучших проектов архитектора по клику на изображение.
Вилла Y на Пелопоннесе, Lassa Architects. Подробнее о летней резиденции, крыша которой является естественным продолжением поверхности земли, читайте по клику на изображение.
Центр наскальной живописи в Монтиньяке, бюро Snøhetta. Здание музея разместилось на пересечении двух типов ландшафта — холма, защищенного густым лесом, и плодородной долиной реки Везер. Музей будто прорезает землю и приглашает посетителей к увлекательному путешествию по точной копии пещеры Ласко, которая появилась здесь 20 000 лет назад. Подробности по клику на изображение.
Лесной дом в Кейптауне, бюро Malan Vorster. Хозяева классического имения в Кейптауне решили разнообразить придомовую территорию и заказали архитекторам небольшой “домик на дереве”. Подробности по клику на изображение.
Невидимый музей-бункер в Дании, бюро BIG. Бьярке Ингельс в этом году открыл музей, главные выставочные пространства которого спрятаны под землю. Подробности по клику на изображение.
Модернистская хижина в Шотландии, бюро Moxon Architects. Хижина полностью выполнена из дерева, а ее крыша покрыта вереском, мхом и камнем — идеальный камуфляж для архитектуры. Подробности по клику на изображение.
Ресторан — “каменный цветок” в Альпах, Марио Ботта. Архитектор решил увенчать живописный пик рестораном, форма которого вдохновлена самой природой. “Каменный цветок” родился из необычной формы горного образования. Подробности по клику на изображение.
Реновация
В московском архитектурном мире словом года определенно стала реновация. Однако тенденция эта не только московская – по всему миру появляется все больше и больше ярких проектов реновации, а престижную европейскую Премию Миса ван дер Роэ вручили за концепцию того, как необходимо работать с жилым наследием модернизма. Целый консорциум девелоперов deFlat Kleiburg разработал систему того, как восстановить социальный жилой комплекс в районе Амстердама – Бейлмер. Мы поддерживаем такой тренд и считаем, что реновация – это слово со знаком “плюс”, а доказываем это опубликованными проектами.
Реновация колониальной виллы в Хошимине, бюро Kientruc O. Архитекторы обновили семидесятилетнюю колониальную виллу, встроив в нее прозрачный атриум. Подробности по клику на изображение.
Офис архитектурного бюро внутри старинной церкви в Бельгии, бюро Klaarchitectuur. Архитекторы создали огромный опен-спейс в самом сердце церкви с помощью белоснежных “коробок”.
В этом году завершилась реновация Даниловского рынка в Москве, построенного в 1986 году Феликсом Новиковым и Гавриилом Акуловым. Подробности, а также другие успешные московские проекты реновации по ссылке на изображение.
Мобильная и миниатюрная архитектура
Маленькие подвижные домики захватили мир пару лет назад, но в этом году к общему тренду присоединился еще и крупный японский бренд Muji, а это значит, что архитектурная тенденция выходит в народ.
В мае 2017 года японская компания Muji объявила о создании серии готовых кабин Muji Hut, которые могут в одно мгновение стать загородным домиком в любом ландшафте — в горах, у океана или просто в саду. Подробности по клику на изображение.
Отель-кабина в Уэльсе, архитекторы Пол Миллер и Майкл Кендрик. Подробности по клику на изображение.
Кабину Ark Shelter придумали три студента архитектурного вуза специально для тех, кто давно хочет вернуться к истокам и немного пожить наедине с природой. Главные условия — отсутствие телевизора и тишина. Подробнее о мобильной архитектуре по клику на изображение.
Выставка легенд мобильной архитектуры в скульптурном парке Friche de l’Escalette. Хозяин парка, коллекционер Эрик Тушалом, в этом году открыл выставку ретрофутуристических пластиковых построек в духе “Стар Трека”. В экспозиции представлены три модели мобильных домов. Подробности по клику на изображение.
2. Главные имена 2017
Бюро MAD
Китайское бюро MAD во главе с Ма Янсунем на рынке уже много лет, но этот год оказался для них особенно “плодородным”. Под их началом завершилось сразу несколько масштабных проектов, обязанных войти в альманах современной архитектуры. Один из них – жилой комплекс “Горная деревня”, который выглядит совсем не как жилой комплекс, а скорее как продолжение горной гряды Хуаншань, которая считается самой красивой горной грядой Китая и защищается ЮНЕСКО. Архитекторы работали над этим проектом восемь лет. Каждое из десяти зданий жилого комплекса отличается от соседнего по высоте и фактуре, подражая настоящим гранитным скалам, окружающим их.
Подробнее о проекте читайте по клику на изображение.
Еще один их масштабный проект был завершен в Пекине. Там открылся многофункциональный комплекс Chaoyang Park Plaza площадью 120 000 м². Форма корпусов компекса, по словам авторов проекта, складывается из классического китайского ландшафта – гор, озер, лесов, живописных долин.
Подробнее о проекте читайте по клику на изображение.
RCR Arquitectes
Притцкеровскими лауреатами этого года стали сразу три архитектора: Рафаэль Аранда, Кармен Пихем и Рамон Вилальта. Они работают вместе с 1988 года – c того момента, когда было создано бюро RCR Arquitectes. До того как жюри присвоило бюро премию (за “удивительную способность связывать окружающую среду с определенным архитектурным объектом”), оно практически не появлялось в медийном поле и чаще всего создавало проекты на территории Каталонии. Жюри поддерживает тенденцию на освещение глобальных проблем. В 2016 году это был Алехандро Аравена с социальным жильем, а в 2017 году – каталонские архитекторы, четко понимающие, как встроить свое здание в окружающую среду и с уважением относящиеся к ландшафту и истории места. Подробнее о них читайте в нашем отдельном материале.
Дэвид Аджайе
Для британского архитектора Дэвида Аджайе, автора московской школы “Сколково”, 2017 год оказался знаковым: он вошел в список людей года по версии Time, а также был посвящен в рыцари. Кроме того, в этом году Дэвид привез свою первую персональную выставку в московский музей “Гараж”. Посетители имели возможность изучить главные творческие принципы архитектора и его основные проекты. А в интервью AD сам Дэвид так объяснил свой успех в этом году: “Поворотными моментами для меня были, конечно, проект здесь, в Москве, который я закончил почти 10 лет назад, и затем Национальный музей афроамериканской культуры. Хотя, возможно, меня посвятили в рыцари, потому что мне в этом году исполнилось пятьдесят (смеется). А если серьезно, все мои работы затрагивают социальные и политические проблемы и отвечают запросам времени – я думаю, что именно это стало причиной моего признания”.
Подробнее об архитекторе по клику на изображение.
Бюро Diller Scofidio + Renfro
Американское архитектурное бюро признали “новаторами года” по версии Wall Street Journal Magazine, и есть за что. Трио Элизабет Диллер, Рикардо Скофидио и Чарльз Ренфро прославилось на весь мир созданием парка Хай-Лайн на заброшенных железнодорожных путях в Нью-Йорке. Затем были другие общественные проекты, встреченные архитектурным миром с восхищением. Например, музей Broad в Лос-Анджелесе или Blur в Швейцарии. Бюро всегда хвалили за инновационный подход, а в этом году назначили “новаторами года” с такой формулировкой: “За использование архитектуры как инструмента в создании открытого общества”. Кстати, для нас, россиян, это бюро в 2017 году значит еще больше, чем для остальных: в Москве открылся парк “Зарядье”, созданный по их проекту.
Фото: Getty Images
3. Главные мировые архитектурные проекты 2017
Уходящий год был богат на громкие проекты от звездных архитектурных бюро. Мы выбрали самые главные и предлагаем вам еще раз насладиться ими. Норман Фостер, Жан Нувель, Заха Хадид, Бьярке Ингельс и другие в нашем списке.
Лувр Абу-Даби, Жан Нувель
Спустя 10 лет с начала работы над проектом открылся Лувр Абу-Даби – один из самых ожидаемых музейных проектов современности. Музейный городок накрывает 180-метровый сверкающий купол, сквозь узорчатую текстуру которого вниз пробиваются солнечные лучи и становятся частью интерьера.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Подробнее о проекте читайте по клику на изображение.
Музей современного африканского искусства в Кейптауне, Томас Хизервик
У Томаса Хизервика получилось перестроить 42 бетонных силоса в Музей современного искусства в Кейптауне. Результат – совершенно невероятное пространство, по ощущениям похожее на старинные соборы.
Подробнее о проекте читайте по клику на изображение.
Исследовательский центр в Эр-Рияде, Zaha Hadid Architects
В 2017 году в Эр-Рияде открылся исследовательский центр по проекту Захи Хадид. Здание в узнаваемом стиле Захи Хадид “растеклось” по пустынному ландшафту. В нем будут заниматься изучением самых эффективных способов использования энергетических ресурсов Земли.
Подробнее о проекте читайте по клику на изображение.
Музей Ива Сен-Лорана в Марракеше, Studio KO
В Марракеше открылся музей, посвященный памяти великого модельера Ива Сен-Лорана. Воздушное здание, украшенное кирпичным фасадом, повторяющим текстуру ткани, олицетворяет собой стиль Ива Сен-Лорана.
Подробнее о проекте читайте по клику на изображение.
Арт-центр в Шанхае, Норман Фостер + Томас Хизервик
В 2017 году завершилось строительство многофункционального центра Bund в деловом районе Шанхая Пудун по проекту Нормана Фостера и Томаса Хизервика. По социальным сетям тут же разлетелось видео, на котором фасад-вуаль одного из зданий комплекса – арт-центра – ритмично двигается. Сама вуаль состоит из множества бронзовых труб, образующих три ряда, которые прикрывают собой балкончики на втором уровне. На такой дизайн архитекторов вдохновила культура традиционного китайского театра.
Подробнее о проекте читайте по клику на изображение.
Расширение Музея Виктории и Альберта в Лондоне, AL_A Architects
Аманда Ливит превратила бывший технический дворик одного из главных английский музеев, Музея Виктории и Альберта, в новое культурное пространство – Exhibition Road Quarter. Над проектом трудились шесть лет. В итоге под зданием западного крыла V&A появились новые пространства, а взору посетителей открылись незаметные до этого архитектурные детали: фасады музея, один из которых отделан в уникальной технике сграффито.
Подробнее о проекте читайте по клику на изображение.
LEGO House в Биллунде, BIG
Бьярке Ингельс известен своими жилыми проектами, благодаря которым он завоевал любовь архитектурного мира. Общественные пространства получаются у него ничуть не хуже. Отличный тому пример – новый LEGO House в Биллунде. Здание в виде пирамиды из кирпичиков LEGO рассказывает историю бренда и объясняет “магию” игры и обучения с помощью самого популярного конструктора в мире.
Подробнее о проекте читайте по клику на изображение.
Космическая библиотека в Тяньцзине
Еще один проект, взбудораживший социальные сети, появился в этом году в Тяньцзине. Космическую библиотеку с невероятным интерьером создала целая команда звездных бюро – в их числе Bernard Tschumi Architects, Bing Thom Architects и MVRDV. Центральный объект библиотеки – огромный белый шар, от которого “эхом” расходятся книжные полки.
Подробнее по клику на изображение.