Квартира в Москве, 70 м²
Арсений Борисенко. Генеральный директор архитектурной мастерской za bor, которую он основал с Петром Зайцевым в 2003 году. Вместе они проектируют частные дома, оформляют жилые и общественные интерьеры, много работают с компанией “Яндекс”. Проекты их часто отличают жесткая ломаная геометрия и яркие цвета. Но собственная квартира Арсения получилась другой.
Если вы думаете, что эту квартиру специально готовили к съемке, коробками выгребая оттуда скарб домочадцев, то сильно ошибаетесь. Наоборот – публикация в журнале стала поводом наконец-то купить диван в гостиную. Место под него было зарезервировано давно, но хозяева прожили в квартире почти год и прекрасно без него обходились. Теперь главный “пользователь” новинки – кот Шелдон шотландской вислоухой породы, а сам Арсений Борисенко и его семья к вещам в целом равнодушны и легко обходятся столом, к которому при необходимости можно добавить складные стулья, хранящиеся во встроенном шкафу в коридоре.
Что по-настоящему интересовало Арсения, когда он выбирал себе новую квартиру, так это хорошая архитектура. Ему обязательно нужен был дом – примечательный, необычный дом: к современным жилым многоэтажкам они с коллегой Петром Зайцевым относятся скептически.
Дом на границе небольшого парка подходил Арсению идеально – он построен в екатерининские времена и одним из немногих сохранился до наших дней. Уже на стадии покупки было ясно, что здесь высокие, до четырех с половиной метров, сводчатые потолки и оригинальная кирпичная кладка. При этом цена была относительно невысокой: низкий и темный первый этаж плюс состояние как после бомбежки делали квартиру не самым востребованным объектом на рынке столичной недвижимости. “Это бывшая коммуналка, которую последний раз ремонтировали в 1953 году”, – рассказывает Арсений.
Высота потолков теоретически позволяла пристроить второй уровень, но красота пространства оказалась важнее. Желания “выгрызать” в стенах какие-то ниши, выгадывая дополнительный метраж, у нового хозяина тоже не было. Хотя толщина этих стен такая, что даже в жаркие дни в квартире прохладно.
Кресло Husk по дизайну Патриции Уркиолы для B&B Italia — среди любимых предметов студии za bor; диван Carmo, BoConcept; подушки, Minotti. В нише непонятного происхождения — портрет, написанный Арсением.
Над перепланировкой Арсений работал вместе с Петром Зайцевым. В частности, был использован типичный “заборовский” прием – встроенный объем, внутри которого находится санузел. Одна из его стенок образует нишу, куда встала кухня, а другая, обращенная в гостиную, выполняет роль экрана для проектора. Однако в том, что касается стилистики, это все-таки проект Арсения Борисенко, который гораздо больше тяготеет к минимализму. Ремонт квартиры занял примерно полгода.
Общий вид на столовую и гостиную зону. В результате замены старых двойных рам на новые стеклопакеты под окнами образовались лаконичные подоконники. Стул Saya, Arper; стул Montera, Poltrona Frau; декор: Lighthouse Low, HeringBerlin, BON.
Арсений поменял перекрытия, сбил со стен штукатурку, убрал старые рамы вместе с подоконниками. Новые, сделанные на заказ окна со стороны улицы слегка тонированы, так что, несмотря на первый этаж, роликовыми шторами хозяева почти не пользуются. Кирпичные стены покрыли белой краской, а местами заново оштукатурили. “Кирпич хорош в сочетании с гладкими поверхностями; когда его слишком много, он может утомлять”, – объясняет Арсений. К тому же в стене за спинкой дивана спрятаны кабели. “Сделать это в кирпиче, не нарушив его структуру, нельзя”, – говорит архитектор. Именно по этой причине местами электропроводка в квартире открытая.
Кухня частично встала в нишу, образованную выгородкой для санузла. Раскладной обеденный стол, IKEA. Стулья, Arper.
Нехватку солнца компенсируют сводчатые потолки. В квартире есть спрятанные по периметру лампы, но обычно хозяева пользуются только софитами — если направить их вверх, гостиную наполняет мягкий отраженный свет. Плюс есть отдельная подсветка в зоне готовки, а над обеденным столом, в спальне и кабинете (он же комната сына) – верхний свет в виде ламп, безо всяких абажуров. Понятно, что не каждая семья будет комфортно себя чувствовать в такой лаконичной обстановке. Но этот проект показывает, насколько красивым может быть полупустое пространство.
Кот Шелдон на новом диване и один из двух торшеров, которые обеспечивают комнату отраженным от потолка светом.
Спальня хозяев. Искусство на стенах Арсений не любит: считает, что они хороши сами по себе. Cтолик с кожаной столешницей, Poltrona Frau; лампа Ballons, Brokis; оформление кровати, Svad Dondi, плед Ivano Redaeli.
Кабинет также выполняет роль спальни сына. Для этого в нем предусмотрена раскладная кушетка. Вазы, Venini.
Прихожая. Часть стен покрашена в темно-серый цвет. Стол для ключей изготовлен из бронзового сплава по эскизам Арсения.
Ванная комната находится внутри выгородки. Пол в ней сделан из сланца — так же, как в кухне и прихожей.
Фрагмент кухни. “Фартука” в зоне готовки нет, стена просто выкрашена темно-серой краской. Медная посуда, Mauviel.
Фрагмент кабинета, он же спальня сына. Письменный стол и стул Арсений возит с собой из квартиры в квартиру. Стул — антиквариат сталинских времен, стол — это переделанная и перекрашенная архитектором IKEA.
Планировка
Текст: Анастасия Ромашкевич
Продюсер Вадим Костырин