Роскошь дворянской эпохи: две новые выставки в Музее А. С. Пушкина на Пречистенке
В летних павильонах Государственного музея А. С. Пушкина на Пречистенке открылись две выставки, воссоздающие предметный мир дворянских особняков и усадеб.
Выступая на АРХ Москве по приглашению российского АD, британец Тим Гослинг, которого называют архитектором и дизайнером для богатых и знаменитых, начал с напоминания о том, что любой дизайн опирается на созданное в предыдущие эпохи, и часто это несложно увидеть.
Выставка сокровищ из фондов Музея Пушкина дает возможность проследить тот путь, который прошли светильники, наполняющие современные дома. Например, бра, которые были весьма распространены в русском быту в XVIII и XIX веках.
Название “бра” произошло от французского слова bras — “рука”. И связано это было с тем, что первоначально настенные светильники часто представляли собой закрепленную на стене сжатую в кулак руку, держащую факел или шип для свечи. Бра из музейной коллекции относятся к первой трети XIX века и состоят из зафиксированного на стене фигурного основания и выходящих из него одного или нескольких рожков.
Еще один популярный тип светильника в пушкинское время — канделябр (от латинского candela — “свеча”). Большие подсвечники для нескольких свечей, часто украшенные скульптурными фигурами, ставили на обеденный стол парами — это была непременная часть парадной сервировки. На выставке можно увидеть канделябры с различными изображениями — амуров, сатира, лебедя, женскими фигурами.
Есть в музейном собрании и большие канделябры-торшеры. Канделябр на семь свечей с грифонами патинированной бронзы, созданный в мастерской прославленного французского бронзовщика XVIII века Пьера Гутьера, демонстрирует востребованную эпохой ампира изысканность формы и красоту убранства.
А для освещения ломберных и письменных столов в пушкинское время использовались лампы на одну и две свечи с металлическими крашеными абажурами, так называемые бульотки. При свете такой бульотки, возможно, и были написаны “Евгений Онегин”, “Медный всадник” и “Маленькие трагедии”.