Наше русское: игрушки в духе русского авангарда
Студия из Санкт-Петербурга
На переосмысленные силуэты классической отечественной игрушки были перенесены рисунки по мотивам работ художников русского авангарда: Варвары Степановой, Александра Родченко, Любови Поповой, Ильи Чашника и Казимира Малевича. В коллекции «Красные куклы» авторы подчеркивают единство истоков тканевых узоров 20–30-х годов и ключевых для древне-славянской культуры символов, таких как солнце, небо, земля, новая жизнь. Серию также можно было увидеть среди участников традиционной для Миланской недели дизайна площадки молодых авторов SaloneSatellite 2017 (все работы участников смотрите по ссылке здесь).
«Кокошь»
Музыкальная игрушка основана на принципе народных колотушек. При раскручивании «зернышки» ударяются об ручку и раздаются характерные звуки. Слово «кокошь» с древнерусскими корнями и означает «курица и петух». Орнамент на ручке колотушки был создан под влиянием рисунка для ткани Варвары Степановой и был выбран из-за его соответствия славянским символам новой жизни, а также единения мужского и женского начал (петух и курица).
«Миша»
Игрушка-погремушка «Миша» издает мелодичные звуки. В одном силуэте слились воедино герой русских сказок, один из первых родовых тотемов и довольно стереотипный символ России. Вдохновением к созданию предмета послужили глиняные медведи каргопольской мастерицы Ульяны Бабкиной, а в основе узора гармони лежит орнамент для ткани 1923–1924 годов Любови Поповой. Акцентированная красная лапа является отсылкой к русской народной сказке «Медведь — липовая нога», в которой предприимчивый герой на пасеке застрял в пчелином улье.
В основе самой резвой куклы коллекции лежат образы старинной русской упряжки и деревянных игрушек-коней на колесах. Славяне отождествляли лошадей с солнцем, а потому на колеса «Тройки» нанесены эскизы по мотивам Ильи Чашника, Казимира Малевича, Александра Родченко и Любови Поповой, которые рифмуются с древней огненной символикой.
«Варвара»
Объект символизирует собой собирательный образ женщины-матери, хранительницы домашнего очага и продолжательницы рода. В основе силуэта куклы лежат русские тряпичные, деревянные и глиняные игрушки, образ женщины в работах отечественных художников второй половины XIX — начала XX века и орнаменты народной вышивки XIX века. Ромбовидная голова апеллирует к славянскому символу святости и чистоты, победы добра над злом. Рисунок на юбке вдохновлен проектом женского костюма 1923 года Варвары Степановой, а вся кукла (как очевидно из названия) является посвящением этой выдающейся художнице.
«Близнецы»
Парная игрушка серии состоит из двух практически одинаковых элементов. И снова ромбовидная форма головы отсылает нас к славянским символам обновления света и победы добра над злом. Примечательно, что выставленные в ряд куклы напоминают часть забора, защищающую издревле от непрошеных гостей. В древности также считалось, что близнецы смогут противостоять гибельной напасти – эпидемии или пагубным явлениям природы, а для того необходимо было опахать село. В качестве узора на «Близнецах» нанесен переработанный эскиз для ткани авторства Любови Поповой 1924 года, также напоминающий символ земли.
«Бычок»
Игрушка выполнена в виде животного с длинными рогами, характерными для глиняных кукол абашевских мастеров. Голова бычка крепится к туловищу при помощи магнитов, что делает ее не только подвижной, но и полностью отделимой. Конструкция является аллюзией на ритуал жертвоприношения древних славян и одновременно парадоксально отсылает к безобидному детскому стихотворению Агнии Барто «Идёт бычок, качается…». Игрушка оформлена рисунками на основе работ Любови Поповой 1923–1924 годов, перекликающимися со славянскими символами неба и земли.
Игрушка выполнена в виде старца-домового, оберегающего дом и семью, и состоит из двух взаимодополняющих элементов. Голова-юла выполнена со сквозным отверстием, символизирующим рот домового, который, согласно преданиям, мог отпугивать своим воем непрошеных гостей. Туловище-основание в перевернутом положении напоминает русскую печь, рядом с которой мог бы обитать защитник дома. Кукла дополнена паттерном в духе работы 1924 года Варвары Степановой, созвучной славянским символам земли.
«Богатырь»
Самая мужественная игрушка серии посвящена одному из самых ярких символов силы, доблести и нравственности в русской культуре. Вдохновением послужили не только образы из народных сказок, но и картины выдающихся художников с изображениями богатырей – Врубеля, Васнецова, Билибина. Отдаленно форма куклы напоминает церковь Иоанна Лествичника и колокольню Ивана Великого на Соборной площади Московского Кремля: тело и голова с куполообразным шлемом символизируют церковь, копье – саму колокольню, с которой раздавался призывный перезвон для защиты города в случае нашествия врага. Игрушка оформлена орнаментами для ткани 1923–1924 годов Любови Поповой, напоминающими строение кольчуги и щита, перекликающимися со славянскими символами земли и солнца, победы добра над злом.
«Тяни-толкай»
Игрушка создана под впечатлением от традиционного для нашей культуры сказочного образа. Кукла из двух частей, соединенных магнитами, представляет одомашненного коня и противопоставленного ему дикого оленя. Разные двуглавые звери и другие тяни-толкаи встречаются в работах мастеров Каргополя и Дымково, а также зачастую становятся центральными героями славянских вышивок. Контрастная черно-белая гамма олицетворяет смену дня и ночи. Источником вдохновения для создания узоров послужили работы 1915 года Казимира Малевича, рифмующиеся со славянскими символами вечной взаимосвязи, между земными водами и небесным огнем.
Текст: Дарья Маслова
Click here to preview your posts with PRO themes ››