Утопическая архитектура в скульптурном парке в Марселе
Если вы когда-нибудь мечтали побывать на съемочной площадке фильма “Стар Трек” или хотя бы просто ненадолго заглянуть в утопичное будущее, а затем, конечно же, вернуться в свои уютные дома, то в скульптурном парке Friche de l’Escalette у вас есть эта возможность вплоть до октября.
Слева направо: Bulle (1968) Жана Бенжамена Маневаля, “Гексакуб” (1972) Георгиоса Кандилиса, Futuro House (1968) Матти Сууронена, на переднем плане скульптура Pavillon-Skulptur II Макса Билла.
Необычный парк Friche l’Escalette расположился на территории заброшенного свинцового рудника в национальном парке Каланк на юге Марселя. У этого места занятная история: в 2011 году заброшенный рудник, действовавший с 1851 по 1925 год, купил коллекционер, прозванный Мебельным Индианой Джонсом, Эрик Тушалом, для того чтобы создать место, где бы он мог выразить свою страсть к современной скульптуре и мобильной “разборной” архитектуре модернизма.
Эрик Тушалом – один из самых известных фанатов Жана Пруве и почитателей французских модернистов. Все началось с того, как в 1984 году он купил 600 стульев по дизайну Жана Пруве из столовой университета. Тушалом не любил мебель, его просто восхитила красота именно этих стульев. Его следующей целью на многие годы стали поиски экземпляров Maison Tropicale, спроектированных Жаном Пруве и распространившихся по всей Африке.
Скульптура Pavillon-Skulptur II Макса Билла и Futuro House (1968) Матти Сууронена.
Летом 2016 года парк впервые открылся для посетителей, и первой выставкой стала экспозиция, представляющая прототип проекта Жана Пруве “Тропический дом для Камеруна”. Тушалом нашел этот дом практически случайно, блуждая по Камеруну, для которого, как и для других французских колоний, в 1950-е Жан Пруве конструировал временное жилье. До этого Тушалом нашел знаменитый Maison Tropicale в Браззавиле и продал его известному отельеру Андре Балашу.
В этом году Жана Пруве сменяют сразу несколько архитекторов и дизайнеров с ретрофутуристическими пластиковыми постройками в духе “Стар Трека”. В экспозиции представлены три модели домов: “Гексакуб” (1972) от сотрудника бюро Ле Корбюзье архитектора Георгиоса Кандилиса, Bulle (1968) французского дизайнера Жана Бенжамена Маневаля и легендарный Futuro House (1968) финского архитектора Матти Сууронена.
“Гексакуб” (1972) Георгиоса Кандилиса.
Бело-оранжевый “Гексакуб” придумал Георгис Кандилис, работавший в бюро Ле Корбюзье, когда тот проектировал свой “Лучезарный город”. Причудливый прямоугольный домик, который называют “космической клеткой”, был создан специально для пляжа и долгое время пользовался популярностью. К счастью, в какой-то момент некоторые экземпляры этих пляжных домиков спас от небытия Клемент Кивидино, молодой коллекционер из Перпиньяна. “Гексакуб”, представленный на выставке, был куплен у бывшего партнера Кандилиса.
Futuro House (1968) Матти Сууронена и Bulle (1968) Жана Бенжамена Маневаля.
Дом Bulle, или попросту “Пузырь”, придумал Жан Бенжамен Маневаль в 1968 году. До того как поклонник современного дизайна купил 20 экземпляров “Пузыря” для туристического лагеря, этот футуристический домик просто был участником международных дизайн-выставок. В экспозиции парка Friche l’Escalette этим летом представлены два “Пузыря”, и один из них будут реставрировать прямо на месте – так, чтобы посетители могли наблюдать за процессом.
Bulle (1968) Жана Бенжамена Маневаля.
Самый известный футуристичный пластиковый дом – Futuro House – создал финский архитектор Матти Сууронен. Он сделал 60 копий этого дома, и они распространились по всей планете и попали к заботливым хозяевам – от серфера в Новой Зеландии до миллиардера из Калифорнии, коллекционирующего архитектурные шедевры. Экземпляр, представленный на выставке, привезли с Майорки – оттуда, где Futuro House был представлен публике впервые.
Еще один экспонат этого года – это скульптура швейцарского художника-абстракциониста Макса Билла, которая называется Pavillon-Skulptur II и своей строгостью линий должна напоминать Дом Франсуорт Миса ван дер Роэ. Также в рамках выставки в парке представлена пластиковая мебель этого же периода от разных дизайнеров.
Скульптура Pavillon-Skulptur II Макса Билла.
Следующим летом парк Friche l’Escalette продолжит свою миссию, озвученную его владельцем Эриком Тушаломом: “Защищать поэзию этого уникального индустриального памятника и прославлять философию Жана Пруве, Шарлотты Перриан, Пьера Жаннере, Ле Корбюзье и других “людей Марселя”.
Мебельная экспозиция.
Текст: Софья Карпенко