разное

Гид AD по Марселю

В этом году Марсель объявлен культурной столицей Европы, но это не значит, что ехать сюда стоит только любителям оперы или изящных искусств. Перед вами гид по лучшим дизайнерским и архитектурным достопримечательностям города-порта.

1. Культурный центр La Friche Belle de Mai, 41 Rue Jobin, www.lafriche.org

На французском friche означает “заброшенная промзона”. Несколько десятков лет назад табачный завод в квартале Бель-де-Мэ действительно оказался заброшенным, но в 1992 году здесь открылся центр поддержки музыкантов, художников и прочих творческих людей. Сначала они просто оккупировали пустые помещения, а в 2001 году бюро ARM Architecture взялось за трансформацию завода всерьез. 

Художник Remed расписал стены павильона Le Panorama для выставки La Dernière Vague

Художник Remed расписал стены павильона Le Panorama для выставки La Dernière Vague

Обустройство территории закончилось только в этом году. За двенадцать лет на территории 45 000 м² появились студии, квартиры, выставочные и театральные залы, скейт-парк, ресторан и даже ясли. Последнее добавление – павильон на крыше Le Panorama. Его высота (14 м) позволяет выставлять самые крупноформатные произведения современного искусства, но подняться на крышу стоит даже не ради выставок, а ради захватывающей дух панорамы, открывающейся с террасы павильона. 

Стена павильона Le Panorama

Стена павильона Le Panorama

Сейчас в La Friche функционируют семьдесят ателье, в которых работает больше пятисот человек, и вообще жизнь бьет ключом: постоянно проходят фестивали разной направленности, концерты, спектакли и более практичные мероприятия вроде фермерских рынков и курсов садоводства. Последний аргумент в пользу визита на табачный завод – неплохой ресторан Les Grandes Tables de la Friche.

Граффитисты, скейтбордисты и прочие райдеры облюбовали La Friche для своих тусовок

Граффитисты, скейтбордисты и прочие райдеры облюбовали La Friche для своих тусовок

2. “Жилая единица” Ле Корбюзье

280 Boulevard Michelet

“Марсельская жилая единица”, “Марсельский блок”, “Лучезарный город” – у этого знакового проекта Ле Корбюзье много названий. Построенный между 1945 и 1952 годами, он стал для архитектора тренировочным полигоном для испытания концепта многоквартирного жилья. Здание спроектировано согласно разработанной Ле Корбюзье системе пропорций Modulor, а также в соответствии с его пятью принципами архитектуры: сваи, ленточные окна, свободный фасад, свободная планировка и эксплуатируемая кровля. 

Балконы дома выкрашены в любимые цвета Ле Корбюзье

Балконы дома выкрашены в любимые цвета Ле Корбюзье

Длинный бетонный дом вмещал 337 двухэтажных квартир, рассчитанных на 1500–1700 жильцов. Это был настоящий город (впрочем, автор называл дом “вертикальной деревней”) с внутренними улицами, магазинами, кафе, бытовыми службами, а также детским садом и спортзалом на крыше. Все здесь, как в советских коммунах, было нацелено на освобождение жильцов от бытовых проблем. Например, им не нужно было думать об обстановке: квартиры были оборудованы встроенной мебелью (в том числе кухней) по дизайну Шарлотты Перриан.

Символ системы Modulor — человек с поднятой рукой — украшает окна

Символ системы Modulor — человек с поднятой рукой — украшает окна

“Марсельская жилая единица” – редкая постройка Ле Корбюзье, которую можно рассмотреть со всех сторон. Тут есть отель и ресторан, по дому проводятся экскурсии, а хозяева квартиры № 50 устроили в ней практически музей, приведя ее в первоначальный вид (периодически они приглашают известных дизайнеров, чтобы те дополнили скромную обстановку Перриан своими вещами). Крыша всегда была открыта для посетителей, а этим летом в бывшем спортзале начал работать выставочный центр MAMO. Его дизайн доверили уроженцу Марселя Ора Ито.

Этим летом на крыше “Лучезарного города” открылся выставочный центр MAMO по дизайну Ора Ито

Этим летом на крыше “Лучезарного города” открылся выставочный центр MAMO по дизайну Ора Ито

Click here to preview your posts with PRO themes ››

3. Villa Méditerranée, Причал J4

На причале J4, к которому приставали трансатлантические лайнеры в лучшие времена марсельского порта, построили сразу два заметных объекта. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья Руди Риччотти и культурный и деловой центр Villa Méditerranée – оба посвящены Средиземноморью. В конкурсе победил проект итальянца Стефано Боэри, большого любителя портовой архитектуры и специалиста по околоводным постройкам. 

Кроме надземной у Villa Méditerranée есть подводная часть

Кроме надземной у Villa Méditerranée есть подводная часть

Здание состоит из видимой и подземной частей. Верхняя с выступающей на сорок метров консолью, в которой разместился выставочный зал, напоминает портовый кран. Подземную, а точнее, подводную часть занимает амфитеатр для конференций и кинопоказов. Важную роль в проекте играет бассейн, который символизирует связующую роль моря для народов Средиземноморья. В полу нависающей части и в потолке подводной сделаны узкие окна, через которые можно видеть воду. Для амфитеатра они служат еще и источником естественного света, но главная функция бассейна психологическая – дать людям возможность представить, каково это, жить в окружении воды.

Чино Боэри хотел, чтобы здание напоминало портовый кран

Чино Боэри хотел, чтобы здание напоминало портовый кран

4. Павильон Ombrière, Старый порт

Из всех проектов, построенных в рамках проекта “Марсель – культурная столица Европы”, Норману Фостеру достался самый скромный – павильон в Старом порту. Более того, в задании специально обговаривалось, что павильон должен быть незаметным, чтобы не искажать привычный облик гавани. Англичанин справился с задачей блестяще. Он не стал строить ничего солидного, а просто прикрыл площадь навесом из тонкой стали размером 46 × 22 м (“дающий тень” – так переводится название павильона). В солнечном южном городе тень – вещь крайне ценная, но не только за это горожане и туристы полюбили новый павильон. Сталь так отполирована, что работает как зеркало. Теперь тут постоянно толпятся, задрав голову, люди, рассматривающие отражения себя и окрестных домов. Ombrière Фостера вместе с MuCEM Риччотти и Villa Méditerranée Боэри – это часть глобального плана по обустройству приморской территории. Настоящий порт теперь находится дальше, из центра города все технические сооружения убраны, и им на смену приходят музеи, павильоны, кафе и прочие элементы развлекательной инфраструктуры.

Под зеркальным навесом Нормана Фостера постоянно толпятся люди

Под зеркальным навесом Нормана Фостера постоянно толпятся люди

5. Отель Mama Shelter, 64 Rue de la Loubière

Предчувствуя рост числа туристов, привлеченных событиями культурного года, сеть Mama Shelter открыла гостиницу в Марселе, четвертую после Парижа, Стамбула и Лиона. Концепция сети – доступные, но не демпинговые цены, непафосный, но тусовочный район, демократичный, но запоминающийся дизайн. 

Бар отеля Mama Shelter — один из самых модных в городе

Бар отеля Mama Shelter — один из самых модных в городе

За последний во всех отелях сети отвечает Филипп Старк. Wow-эффекта он добивается простыми и не слишком дорогостоящими способами: черные стены с надписями будто бы мелками, линолеум с имитацией ковра, цветная подсветка и множество забавных деталей вроде яблок в раковине, детских плавательных кругов, подвешенных над барной стойкой, столика с подрубленными ножками, скамейки с прорастающими через нее стульями и пр. 

Лобби отеля Mama Shelter

Лобби отеля Mama Shelter

По всему видно, что своим главным клиентом отель считает молодежь, причем не только приезжую, но и местную. В баре играют модные марсельские диджеи, по пятницам и субботам начинающие группы дают живые концерты, и французская речь с южным акцентом слышится не реже, чем иностранная. Как и в других отелях сети, бар марсельской Mama Shelter быстро стал одним из самых модных, и если вы не остановились в отеле, зайдите выпить пастиса.

За бодрый демократичный дизайн Mama Shelter отвечает  Филипп Старк

За бодрый демократичный дизайн Mama Shelter отвечает  Филипп Старк

Click here to preview your posts with PRO themes ››

6. Центр FRAC, 20 Boulevard de Dunkerque

В 1982 году министерство культуры Франции решило, что искусство должно принадлежать всем, а не только парижанам. Так в каждом регионе появился FRAC, региональный фонд современного искусства. В последнее время здания для них все чаще строят звезды архитектуры. Японец Кенго Кума выиграл сразу два конкурса, на музеи в Безансоне и Марселе, оба открылись этой весной. Марсельский находится в самом центре города, в небогатом районе Ла-Жольет. Антитеза “музею-коробке”, треугольное здание прижалось к соседним домам. Фасад покрывают тысяча шестьсот стеклянных панелей, подвешенных под разным углом, напоминающих сохнущее белье, какое часто встретишь в Марселе. Кума постарался, чтобы здание не выглядело инородным, а стало, напротив, частью квартала и жизни местных жителей: через холл первого этажа они могут сокращать дорогу, а на террасе в середине здания выпивать и отдыхать. То же можете сделать и вы, даже если не интересуетесь современным искусством Прованса.

Центр современного искусства FRAC

Центр современного искусства FRAC

7. Галерея Uniq, 16–18 Rue Edmond Rostand

В Марселе немало магазинов винтажной мебели и одежды, этот – один из лучших. Его открыли в 2010 году Магали Терзьян и Ришар Годен, оба переехали на юг из Парижа, где раньше работали в фэшн-бизнесе. Магали отвечает в магазине за одежду, подбирая кутюрные вещи 1950–1980-х годов, созданные большими Домами: Chanel, Paco Rabanne, Pierre Cardin, Christian Dior, Courrèges и др. Ее партнер Ришар взял на себя мебель. Он единодушен с Магали в любви к 1950–1980-м и культовым вещам известных дизайнеров. 

В галерее Uniq можно найти уникальную мебель 1950–1980-х годов

В галерее Uniq можно найти уникальную мебель 1950–1980-х годов

В галерее можно найти кресла Amanta, созданные Марио Беллини для C&B Italia (на фото), диваны Марко Дзанузо для Arflex, алюминиевые светильники Шарлотты Перриан, вазы и светильники Venini, оригинальную мебель Пьера Полена, Пьера Гариша, Уоррена Платнера. Цены, конечно же, не уступают уровню дизайнеров и качеству вещей.

Винтажная одежда — второе направление деятельности галереи

Винтажная одежда — второе направление деятельности галереи

8. Ресторан Le Ventre de l´Architecte, 280 Boulevard Michelet

Название ресторана переводится как “Живот архитектора”, но к знаменитому фильму Питера Гринуэя не имеет никакого отношения. Скорее оно намекает на местоположение: ресторан находится по соседству с отелем Le Corbusier на третьем этаже “Марсельской жилой единицы”. Кафе и магазины дома (отеля сначала не было) в 1959–1962 годах оформил марсельский модернист, друг Ле Корбюзье Фернан Бокобза. 

Ресторан Le Ventre de l´Architecte возродился из пепла после пожара 2012 года

Ресторан Le Ventre de l´Architecte возродился из пепла после пожара 2012 года

Страстные любители архитектуры Доминик и Альбан Жерарден поселились в “Жилой единице” в 2003 году, а заодно купили ресторан и отель на несколько комнат, который к тому времени уже существовал. И то и другое пребывало в плачевном состоянии. Доминик и Альбан отреставрировали их в соответствии с духом эпохи и принципами Ле Корбюзье, поставили мебель Шарлотты Перриан и других современников архитектора. 

Владельцы воссоздали оригинальный дизайн Фернана Бокобза

Владельцы воссоздали оригинальный дизайн Фернана Бокобза

Click here to preview your posts with PRO themes ››

В комнатах отеля они использовали любимые Ле Корбюзье чистые яркие цвета, а вот ресторан сделали более спокойным: черный мрамор тут сочетается с золотистой фанерой и серым бетоном, с редким вкраплением цветной мебели. По-настоящему ресторан ожил в 2010 году, когда его шефом стал Александр Мадзья, молодая звезда французской гастрономии. Теперь это один из лучших ресторанов города, где ретростиль в интерьере сочетается с футуризмом в тарелке. В прошлом году Le Ventre de l´Architecte пострадал от пожара, но сейчас его уже восстановили, и выглядит он даже лучше, чем раньше.

За креативную кухню отвечает шеф-повар Александр Мадзья

За креативную кухню отвечает шеф-повар Александр Мадзья

9. Кондитерская Laurent Favre-Mot, 9 Rue Breteuil

Прежде чем открыть свое кафе в Марселе, кондитер Лоран Фавр-Мо работал в Сен-Тропе, Церматте, Милане, на Каннском фестивале и привык к самой избалованной и требовательной публике. В демократичном Марселе стандарты не упали, напротив, креативный кондитер наконец-то может позволить себе полную свободу. Кухню он называет “лабораторией”, и то, что из нее выходит, похоже на результаты экспериментов. 

Дизайнерские десерты кафе Laurent Favre-Mot представлены в простом современном интерьере

Дизайнерские десерты кафе Laurent Favre-Mot представлены в простом современном интерьере

Традиционные французские десерты он переделывает на свой манер, так, что их и не узнать. Торт “Мильфей” лишается своих коржей и оказывается в стакане, “Мельба” из мороженого с клубникой презентуется в прозрачном шаре, макаруны из сладости превращаются в соленую закуску. Десерты настолько красивы, что Лорана нередко называют кондитером-стилистом или дизайнером. В кафе можно зайти не только на кофе, но и на обед (закуски невелики, но невероятно изысканны). Для желающих научиться готовить не только вкусно, но и красиво Лоран проводит мастер-классы.

На вид десерты Лорана  Фавр-Мо не хуже, чем на вкус

На вид десерты Лорана  Фавр-Мо не хуже, чем на вкус

10. Villa Noailles, Hyères, 90 км от Марселя

Быть в Марселе и не заехать на виллу Ноай было бы неразумно. Модернистская вилла в городке Йер появилась по прихоти Мари-Лор и Шарля де Ноай, одной из самых известных пар ХХ века. Аристократы, богачи, весельчаки, меценаты, друзья и покровители Сальвадора Дали, Мэн Рэя, Жана Кокто, Луиса Бунюэля и вообще всех талантливых людей, попадавших в их орбиту. 

Гид AD по Марселю

В Париже у них был классический особняк XIX века (теперь там находится Maison Baccarat), а на юге Франции они пожелали иметь ультрасовременную виллу. Выбор пал на архитектора Робера Малле-Стивенса. Вилла стала одной из первых модернистских построек во Франции. По форме она напоминала трансатлантический лайнер, поэтому за ней закрепилось название “Застывший корабль”. 

Теперь на вилле Ноай проходят выставки молодых дизайнеров

Теперь на вилле Ноай проходят выставки молодых дизайнеров

В доме часто жил Жан Кокто, Мэн Рэй снял тут фильм “Тайны замка Игральных костей”, а бывал и вовсе весь цвет артистического общества. После смерти Мари-Лор в 1970 году виллу выкупили местные власти и открыли для публики. Это не заснувший музей, а активная институция. Вилла Ноай проводит конкурсы и фестивали в четырех сферах: дизайн (Design Parade), архитектура, фотография и мода. Так что ехать сюда стоит не только ради того, чтобы увидеть шедевр Малле-Стивенса, но и за более свежими творениями.

Вид на Йер из окон виллы Ноай

Вид на Йер из окон виллы Ноай

Текст: Юлия Пешкова, Кристина Рэдэсчад

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»