Как связаны Cartier и новый балет “Анна Каренина” в Большом театре
Ювелирный Дом Cartier выступит партнером премьеры балета Джона Ноймайера “Анна Каренина” в Большом театре, и мы рассказываем почему.
Балет “Анна Каренина” — совместная постановка Большого театра и Гамбургского балета, которым руководит Джон Ноймайер. Мировая премьера балета на музыку Петра Чайковского, Альфреда Шнитке и Кэта Стивенса прошла 2 июля 2017 года в Гамбурге и имела огромный успех. Критики писали, что Ноймайер стряхнул пыль с романа Льва Толстого и предложил новое, современное прочтение “Анны Карениной”.
Пьер Картье в России в 1904 году. Он совершил несколько поездок в Россию: прежде всего для налаживания связей с мастерами из Санкт-Петербурга и привлечения русских клиентов — представителей императорского двора и их приближенных.
Отношения Дома Cartier с Россией имеют богатую историю. В 1886 году князь Салтыков, первый русский клиент Cartier, приобрел браслет из золота, украшенный черной эмалью и изумрудами. Князь не скрывал своего восхищения украшениями, которые увидел в парижском бутике Cartier, и вскоре у ювелирного Дома появились и другие заказчики из России.
Великая княжна Мария Павловна в чокере Cartier. Платина, жемчуг, бриллианты.
Почитателями Cartier были многие особы королевской крови, в том числе вдовствующая императрица Мария Федоровна (вдова императора Александра III и мать последнего русского императора Николая II) и Ирина Юсупова, урожденная Романова. Для ее венчания с Феликсом Юсуповым ювелиры Cartier создали уникальную диадему: над гравированным горным хрусталем багетной огранкой размещался ряд круглых бриллиантов, а венчал диадему крупный центральный бриллиант весом 3,66 карата.
Диадема-кокошник украшена сапфирами и бриллиантами. Большой сапфир огранки “подушка” (вес камня — 137,2 карат) подчеркивается шестью сапфировыми кабошонами (общий вес камней — 102,16 карата). Каркас диадемы украшен круглыми бриллиантами. Изготовлена по заказу великой княгини Марии Павловны в 1909 году.
От пышной роскоши царского двора Cartier двигался к новым веяниям в русском искусстве XX века. Так, Дягилевские балетные сезоны, которые проходили в Париже с 1909 по 1929 год, открыли новую главу во взаимоотношениях Cartier и России. Ювелирный Дом не устоял перед чарами “Русских сезонов”: балет “Шехерезада” стал для Луи Картье источником вдохновения, а Сергей Дягилев, великий реформатор балета, — близким другом.
Ювелирное украшение с круглыми и квадратными бриллиантами, двумя грушевидными жемчужинами весом 285 гранов (ок. 18,5 г), одной яйцевидной жемчужиной весом 145 гранов (ок. 9,4 г) и тремя жемчужинами в форме пуговиц весом 247 гранов (ок. 16 г). Заказ графини фон Гогенфельзен (Ольги Палей), 1908 год.
И сейчас, выступая партнером балетной постановки по роману Льва Толстого, Дом Cartier видит в этом продолжение своей связи с миром русского балета, оказавшего влияние на стиль марки.
Брошь Cartier (Париж), 1913 год. Золото, платина. Сапфировые кабошоны. Белая и зеленая эмаль; продано графине фон Гогенфельзен (Ольге Палей).
Булавка для вуали Cartier (Париж), 1913 год. Платина, бриллианты круглой огранки и огранки “роза”, жемчуг, закрепка millegrain (фаден-гризантная). Продана князю Юсупову.
“Загадочные” настольные часы “Модель А” Cartier (Париж), 1921 год. Золото, платина, оникс (основание). Горный хрусталь. Бриллианты огранки “роза”. Белая эмаль. Основание – монограмма с короной и буквой О, по имени Ольги Константиновны. Проданы миссис Лидс. Нэнси Стюарт (рожденной Нони Мэй Стюарт, 1878–1923, в 1920 году вышедшей замуж за принца Христофора Греческого (сын Короля Георга I и Ольги Константиновны). Нэнси взяла имя Анастасии, принцессы Греческой.
Наручные часы с акантовым орнаментом Cartier (Париж), 1912 год. Платина, желтое золото, розовое золото, бриллиант огранки “роза”. Жемчуг, бусины из оникса. Проданы княгине Орловой.