Десять дизайнерских проектов, для которых российское и советское наследие не просто часть истории, а источник вдохновения.
1. Дизайнер Денис Милованов
Дизайнер Денис Милованов занялся выпуском мебели в 2011 году. Год спустя открыл мастерскую Denis Milovanov Workshop, а сейчас работает в дуэте с продюсером Алисой Бурмистровой под брендом Soha Concept. Милованов говорит, что вдохновляется скупой эстетикой русского Севера и комбинирует старорусские производственные техники с современными приемами. Он, например, вываривает орех и дуб в льняном масле — эта процедура делает древесину долговечнее и придает ей глубокие оттенки от светло-коричневого до угольно-черного, создавая иллюзию старения (разделочные доски Милованова выглядят так, словно их откопали в хозяйстве какой-то древней деревенской старухи). Керамическая посуда проходит обжиг в подземной дровяной печи, а резные узоры на мебели и аксессуарах Soha Concept навеяны прикладным искусством наших предков, хотя создаются с помощью бензопилы.
2. Студия Izba Project
Кураторский проект Татьяны Кудрявцевой дебютировал в рамках вневыставочной программы Миланского мебельного салона 2015 года, а потом триумфально прошелся по всевозможным выставкам в Москве и Петербурге. “Изба” объединила восьмерых дизайнеров, которые сперва детально изучили экспозицию питерского Этнографического музея, а потом по мотивам увиденного придумали несколько предметов, в которых обыгрывали традиционный русский быт. Коллекция получилась ироничной. Среди экспонатов были, например, надувной клеенчатый кокошник на случай дождя и фанерная борода, просто для красоты. Хотя встречались и практичные вещи, такие как “Красный угол” — угловая красная полка для особо ценных вещей.
Детская качалка «Трещотка», дерево, дизайнер Ярослав Мисонжников.
Разборная игрушка «Горыныч», дерево, дизайнер Александр Каныгин.
Подсвечник «Односвечник», регулирующий высоту свечи; мрамор, дерево, дизайнер Ярослав Мисонжников.
Подставка для подвесного светильника «Светец», дерево, бетон, дизайнер Катерина Копытина.
Ткани с принтом «Русалка и русал», дизайнер Света Герасимова.
Полка для самого важного «Красный угол», металл, дизайнер Максим Максимов.
Петр Аксенов — человек разносторонний. Он и богослов, и художник, и светский персонаж. Марка Axenoff Jewellery в каком-то смысле объединила его многочисленные таланты. Ювелир вдохновляется дягилевскими “Русскими сезонами”, народными сказками и живописью. Работы Петра очень литературные — они имеют мало общего с исторической правдой, зато безупречно передают щедрый русский дух. Аксенов умел превратить самовары, матрешек и жостовские розы в произведения ювелирного искусства, а его коллекция “Война и мир” была задействована в съемках одноименного британского сериала.
Дизайнерский дуэт Насти Коптевой и Саши Браулова работает под брендом 52 Factory и специализируется на мелочовке — календарях, органайзерах, канцелярских принадлежностях и т. д. При этом ребята — большие поклонники архитектуры советского авангарда и часто обыгрывают это увлечение в своих работах. У них, например, есть канцелярский набор из десяти предметов, схематично изображающих здания в стиле конструктивизма, и конструктор из оргстекла, детали которого позволяют воссоздать в миниатюре несколько реально существующих построек 1920-1930-х годов.
Набор канцелярских принадлежностей «Русский авангард».
Набор «Деревянная Москва».
Набор «Деревянный Петербург».
5. Студия Klimenkoff
Одна из первых отечественных дизайнерских марок создает расписные тарелки, фарфоровую миниатюру, используя мотивы как из дореволюционной жизни, так и из относительно недавнего советского прошлого. Едва ли не самая известная работа Klimenkoff — ностальгический пакет молока в виде пирамидки. Среди статуэток — тоже сплошь узнаваемые персонажи: стиляга в клетчатом пиджаке, голубятники и читающая детвора. А декоративные тарелки украшают репродукции мозаик метро "Маяковская", герои лубочных картинок и записи из школьного дневника, выведенные старательной ученической рукой.
Марку придумала бывший журналист Ольга Хейфиц. Ее “Рупор” продолжает традиции советского агитфарфора, но на новый лад и с элементами постмодернизма: вместо призывов к светлому будущему на тарелках фигурируют счет на астрономическую сумму, якобы оставленный в одном из ресторанов Романом Абрамовичем, и приватизационный чек. А статуэтки воплощают знакомые образы времен постперестроечных времен: тетку-челночницу с непременными клетчатыми сумками, бизнесмена в малиновом пиджаке и уличную торговку сигаретами. Еще одна интересная находка “Рупора” — воплощенные в фарфоре детские игрушки советских времен: плюшевые мишка с зайцем, деревянная лошадка и пластмассовый пупс.
7. Heart of Moscow и их бренд значков
Образцовая сувенирная продукция — без “хохломы” и византийщины, рассчитанная не только на интуристов, но и на аборигенов. Heart of Moscow специализируется на значках, выбирая узнаваемые, но незамыленные сюжеты, которые остроумно рассказывают о Москве, москвичах и России в целом. В ассортименте: знаковые архитектурные сооружения (Кремля нет, зато имеются Останкинская башня с высоткой МГУ), автомобили “Москвич”, варежки, новогодние елки и мороженое "Эскимо" на палочке. Есть отдельная серия, посвященная освоению космоса, художникам-авангардистам и зоопарку, а также специальная коллекция про Петербург — с Достоевским, Адмиралтейством и часами “Павлин”.
8. Дизайнер Лера Моисеева
Коллекция Cheburashka отсылает на только к персонажу сказки Эдуарда Успенского, но и к исконному значению слова "чебурашка" — в старину так называли поплавок, и узор на глиняной посуде намекает на рыболовные сети. Центральный элемент коллекции — миска с огромными ручками-ушами, а с помощью остальных предметов можно сложить из посуды “неизвестного науке зверя”. В производственном плане коллекция тоже вполне аутентична — материалом для Cheburashka послужила чернолощеная керамика. Суздальская мастерская “Дымов керамика” делает ее по тем же технологиям, которые использовались в прошлом.
Светлана Левадная пытается “поженить” традиционное прикладное искусство с современной модой. Дизайнер работает под двумя брендами сразу. Ее собственная марка Levadnaja Details выпускает одежду, обильно расшитую бисером, а также такие специфические детали гардероба, как, например, оплечье, гайтан (шнур для нательного креста) или кокошник. Вещи красивые, но сложные, с характером. Есть еще Grus, совместный проект Светланы с Яной Османовой, в рамках которого дизайнеры выпускают керамическую посуду, игрушки в традициях русского Севера, а также фартуки и сумки из льна с традиционными русскими узорами, но исполненные в скупой цветовой гамме, придающий им вполне современный вид.
10. Часовая фабрика "Ракета"
Петродворцовый часовой завод “Ракета” — наследник предприятия, основанного еще при Петре I, а с 2009-го одним из его совладельцев стал француз Жак фон Полье, получивший в свое распоряжение не только производственные мощности, но и архивы. Они-то и обеспечивают преемственность ассортимента — основу коллекции реорганизованной и обновленной “Ракеты” составляют модели с историей, переработанные в современном ключе (например, более крупные, как того требует современная часовая мода). К примеру, модель “Ялта” с циферблатом, поделенным на три части, — это воссозданный дизайн 1960-х годов, “Полярные” изначально были разработаны для советских полярников и производились исключительно по спецзаказу, а в модели “Летчик” используется переосмысленный корпус 1970-х годов.
Материал подготовили Анастасия Ромашкевич и Наталья Сазонова