Московский вопрос: куда переехали дома с Тверской улицы в начале XX века
Многие знают о том, что в первые годы советской власти некоторые дома на Тверской были передвинуты на новое место. Но какие именно и куда? AD вместе с автором проекта “Москва глазами инженера” Айратом Багаутдиновым провели “расследование” и показали переезжавшие в 1930-е и 1940-е годы многотонные строения.
Вскоре после революции власти Москвы стали разрабатывать план прокладки улицы-дублера для Тверской. Дублер должен был разгрузить основную магистраль. Проект так и не был реализован, однако во многом определил судьбу Тверской. Улице было суждено стать шире за счет старых домов. Часть была снесена, но некоторые все же уцелели и были отодвинуты за красную линию. Кое-какие вообще исчезли с самой Тверской, оказавшись спрятанными за фасадами сталинских домов.
Вид на Тверскую улицу и здание мэрии.
Советский Союз не был первой страной, в которой двигали здания, подобный опыт уже был у США. Но благодаря технологии, разработанной Эммануилом Генделем, передвижение домов в Москве оказалось экономичнее и эффективнее, чем их снос. Несмотря на это, в Москве здания не двигают с 1980-х годов. Как объясняет Багаутдинов, сегодня градостроители считают, что легче уничтожить дом, чем обучать новых специалистов для его переноса. Более того, с точки зрения бизнеса передвижка зачастую вредна, поскольку уцелевшее здание не даст дополнительной площади для застройки. И хотя градостроительная политика 1930-х годов тоже не щадила даже уникальные памятники архитектуры, в силу разных причин некоторым из них удалось уцелеть. Разумеется, это приходилось делать в ущерб другим зданиям, чтобы расчистить территорию, но не всегда. Иногда дома имели внутренние дворы, где после передвижных работ они и оказывались. На Тверской было установлено несколько мировых рекордов.
Саввинское подворье на Тверской улице. Начало XX века.
1. Саввинское подворье
Например, самым массивным передвинутым зданием стало Саввинское подворье, находящееся сегодня по адресу Тверская, 6/1. Его вес 22 400 тонн, что в два раза тяжелее телефонной станции в Индианаполисе, державшей этот рекорд среди смещенных строений. Саввинское подворье выглядит так, что может показаться, будто оно стояло на Тверской чуть ли не с допетровских времен. Однако ему чуть больше ста лет. Архитектор Иван Кузнецов обратился к популярному на стыке XIX и XX веков псевдорусскому стилю.
Саввинское подворье на Тверской улице.
Другим наглядным примером псевдорусской архитектуры могут послужить Исторический музей, находящийся через дорогу от Саввинского подворья, и ГУМ. Вероятно, что от сноса Саввинское подворье спасло увеличившееся в три с половиной раза с 1920 года население Москвы. Уничтожать дом, в котором проживало по разным меркам от 500 до 1000 человек, было неразумным. Тем более жители, узнав о том, что Саввинское подворье могут снести, написали письмо с просьбой не делать этого, и оно попало в руки Никите Хрущеву, который с начала 1930-х годов занимал различные партийные должности в Москве. Он принял решение оставить здание, но уже в другом месте. Жильцов не оповестили о дате переезда дома. Длился он два дня, несмотря на скорость 10 метров в час. Дело в том, что процесс периодически прерывали, чтобы проверить, нет ли напряжений, деформаций, трещин, правильно ли здание идет. Поправлялись катки и датчики. Общий цикл этой и других работ на Тверской занимал почти полгода.
Вход в арку Саввинского подворья с Тверской улицы:
Увидеть Саввинское подворье можно, только пройдя через арку сталинского дома, и то не во весь размер. К сожалению, на новом месте оно выглядит очень одиноко и теряет всю ту грациозность и парадность, которой обладала на старой Тверской. Между прочим, этот дом оказал большое влияние на отечественный кинематограф. До революции в нем располагалось ателье Александра Ханжонкова, занимавшееся производством фильмов. Среди них первая в России полнометражная картина “Оборона Севастополя” и один из самых первых мультфильмов в мире “Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами”.
2. “Электротеатр Станиславский”
Савинское подворье — не единственное переехавшее здание на Тверской, связанное с кино. В 1940 году вглубь улицы подвинули дом, где сегодня находится “Электротеатр Станиславский” (дом 23). С 1915 по 1918 год это был первый в Москве кинотеатр, называвшийся ”Электротеатр Арс”. Во время реконструкции Тверской в нем был Детский театр. История переноса этого дома интересна тем, что это целый комплекс, состоящий из трех строений общим весом 25 000 тонн. Как пишет Гендель, подобных операций в мире никто не проводил.
“Электротеатр Арс” на Тверской улице. Начало XX века.
Неподалеку от “Электротеатра”, по адресу Тверская, 19/2, стоит еще один дореволюционный четырехэтажный дом, убранный за красную линию. Сегодня он является частью дома № 19, построенного в сороковые годы. Вместо правого корпуса, под аркой которого начинается Палашевский переулок, раньше находилась гостиница “Тверь”.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
“Электротеатр Станиславский” сегодня:
3. Здание Моссовета
Другая внушительная передвижка — здание Моссовета (дом 12), до революции резиденция генерал-губернаторов Москвы. После того как его перенесли вглубь улицы на 13 м всего за рекордные 40 минут, Академия наук СССР признала способ, разработанный Генделем, целесообразным. Более того, как писал он сам, операция обошлась в 35 процентов от оценочной стоимости здания. И конечно же, в заслугу было поставлено то, что все эти 40 минут Моссовет продолжал функционировать.
Здание Моссовета. Начало XX века.
Тем не менее сотрудники учреждения, знавшие о планах градостроителей, имели основания беспокоиться за свою безопасность, поскольку у первого этажа, где до революции проводились балы, не было опор. Под снос здание не попало, потому что уже использовалось. Но это не единственная причина: оно было построено в 1784 году в классицистическом стиле по проекту Михаила Казакова. В 1930-е отношение к классицизму весьма значимо — в советской архитектуре стояла задача на возрождение его традиций.
Московская мэрия сегодня:
С этим домом напрямую связан один курьезный случай, описанный Владимиром Гиляровским в книге “Москва и москвичи”. Во второй половине XIX века генерал-губернатором Москвы был князь Владимир Долгоруков. В своей резиденции на Тверской он устраивал пышные балы и кутежи, на которые нередко, как пишет Гиляровский, под видом порядочных людей проникали различные жулики. Одним из таких был некий Шпейер — главарь банды мошенников, орудовавшей в Москве в конце 1870-х годов. Притворившись богатым помещиком, он быстро вошел в доверие к князю и как-то раз попросил разрешения показать дом некоему английскому лорду. Князь Долгоруков согласился, и уже на следующий день в отсутствие хозяина Шпейер проводил англичанину экскурсию, показывая ему все, вплоть до конюшен. Через несколько дней этот лорд подъехал к резиденции с личными вещами и приказал обустраивать все по-своему. Выяснилось, что Шпейер “продал” иностранцу дом за сто тысяч рублей в нотариальной конторе-однодневке.
4. Глазная больница
Здание Глазной больницы. Начало XX века.
Другое здание на Тверской, построенное по проекту Михаила Казакова, — Глазная больница. После реконструкции улицы она переехала в Мамоновский переулок. Причины, по которым она не была снесена, все те же: классицизм и ее функционал. Как и в случае с остальными домами на Тверской и Моссоветом, во время передвижных работ больница продолжала работать — главврач И. И. Страхов оперировал больных “на ходу”. До 1830 года это была усадьба, принадлежавшая дворянскому роду Дмитриевых-Мамоновых.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Глазная больница в Мамоновском переулке сегодня:
После декабристского восстания последний хозяин — Матвей Дмитриев-Мамонов — отказался присягнуть новому царю Николаю I. Его объявили сумасшедшим и отправили на принудительное лечение, которое довело графа уже до настоящего помешательства. И это несмотря на его участие в Отечественной войне, которая не обошла стороной и усадьбу. Во время оккупации Москвы французами в доме жил пасынок Наполеона — Эжен де Богарне.
5. Дом Гудовичей
Дом Гудовичей. Начало XX века.
До конца 1930-х напротив Саввинского подворья стоял другой презентабельный дом. По словам Генделя, здесь находился штаб уже самого Наполеона. В мирное время в нем жили представители дворянского рода Гудовичей. В 1941 году здание сменило свой адрес на Брюсов переулок, 21. В отличие от его соседа напротив — Саввинского подворья — ему повезло больше. Несмотря на то что от Тверской усадьбу Гудовичей тоже отделяют сталинские постройки, в Брюсовом переулке она смотрится гармонично и на своем месте. Сегодня здесь заседает Министерство науки и образования. В прошлом усадьба часто меняла хозяев. Последней была Александра Олсуфьева — статс-дама императрицы Александры Федоровны. Несмотря на столь высокий статус владелицы, в доме работали кабаки. Помимо них, в нем был открыт еще один кинотеатр — “Миньон”. И судя по вывескам на старых фотографиях, здесь жители дореволюционной Москвы могли посетить лавку акционерного общества “К. Эрманс и Ко”, которое торговало химической продукцией — от парфюмерии до средств для борьбы с насекомыми.
Дом Гудовичей в Брюсовом переулке, 21, сегодня:
Гендель упоминал, что ближе к Триумфальной площади были перенесены дома под номерами 69, 71, 73. Но установить их сегодняшнее местоположение не удается, даже сравнивая старые карты с нынешними. Вероятно, после реконструкции их все-таки уничтожили, а даже если они и существуют сегодня, то под другими номерами. По словам Багаутдинова, в общей сложности на Тверской было передвинуто больше двадцати строений.
Вид на Тверскую улицу.